Контакты

(044) 362 38 83

(067) 356 43 03

(050) 730 01 13

(093) 468 73 07

ПРИЕМ ЗАКАЗОВ

ВНИМАНИЕ!

Мы временно прекращаем прием заказов.

Мы обновляем ассортимент мебели, оптимизируем работу как с поставщиками, так свою.

Запуск обновленного ассортимента и магазина планируется на первый квартал 2018 года.

Мебельные стили

Мебельный стиль – совокупность предметов мебели, связанных между собой характерной общностью содержания творческих принципов, характера и художественного выражения наиболее существенных признаков материальной и духовной культуры конкретного исторического периода.  Главное отличие стиля от моды – его долгосрочность. Мода характеризуется более кратким и поверхностным изменением форм предметов.

Происхождение и развитие мебельных стилей и направлений зависит от множества факторов, таких как: идеологические взгляды и эстетические предпочтения, материалы и техники изготовления мебели, уровень развития производства и бытовые запросы конкретного населения, а также традиционно сложившиеся формы.

Появление мебели тесно связано с самим периодом зарождения цивилизации. В Древнем мире (Египет, Греция, Рим) были изобретены многие инструменты, при помощи которых впоследствии изготавливалась мебель, которые послужили образцами для последующих эпох.

Упадок античной культуры спровоцировал всеобщий застой на многие века.

Романовский стиль (X-XII в.в.) стал первой художественной системой средневековья на территории большинства стран Европы. Кузнец и плотник были основными изготовителями мебели, поэтому формы изделий тех времен были простыми и грубыми соответственно. Но, вопреки этому, черты романовского стиля оказались живучими в народной мебели, т.к. зачастую далеко не все изготовители были мастерами, а инструмент ограничивался ножовкой, молотком и рубанком. Таким образом, условиям производства соответствуют упрощенные, грубоватые формы изделий из натуральной древесины.

Следующая – эпоха готического стиля (XII-XV в.в.). Мебель делает уже столяр, резчик, живописец, позолотчик. Совершенствуются технологии, изделия обретают стройность и простоту форм, украшаются резьбой и росписью.

После средневековья начинает формироваться новая культура, точнее, возрождаться старая – античная.  Этот период, и стиль соответственно, получил название Возрождение или Ренессанс (XV-XVI в.в.). В этот период формы мебели усложняются. Декорированию подверглись практически все элементы мебели, нашли свое применение фантастические композиции – вплетенные во вьющиеся растения фигуры животных, человеческие головы и т.п. Получила развитие техника облицовывания и декорирования поверхности методом интарсии (прим. та же инкрустация, но выполняемая деревом по дереву). Для украшения мастера применяли роспись, инкрустацию (прим. наложение на поверхность материала, отличающегося по цвету и качеству), позолоту. Мотивы стиля Ренессанс часто встречаются и в современной мебели.

На смену стилю возрождения пришел новый – стиль барокко (начало XVII в.), родиной которого стала Италия. Мебель отображала идеалы монархии, аристократии и церкви. Образ жизни и желание знатных особ показать свой престиж и богатство нашли свое воплощение в декоративности и роскоши, причудливых формах и нарядности нового стиля. Для мебели была характерна безудержная пышность, широко применялось лакирование элементов, для декорирования использовались дорогие материалы. Изменился и набор мебели: место ларей и сундуков заняли шкафы и кабинеты, стол-бюро.

По мере экономического развития и роста богатства усиливалось тяготение к роскошной жизни. Эталоном для подражания во всей Европе становится французский стиль – рококо. Светская жизнь протекала в небольших уютных комнатах, что повлияло на размеры и состав изделий. Вместо громоздких предметов барокко появляются небольшие и легкие изделия. Наиболее излюбленным предметом был комод. В эпоху рококо появилось представление об интерьере как о целостном пространстве, о полном стилевом единстве всех составляющих интерьера.

Интересен тот факт, что стиль барокко и еще в большей степени стиль рококо являются наиболее излюбленными при производстве современной мебели. Но в современных предметах обстановки, которые часто выполняются производственными способами, не отражены тонкости декора, как в старые времена, а скорее обобщенно, схематично напоминают черты этих стилей.

На смену манерности и вычурности рококо пришел стиль классицизм (вторая половина XVIII в.). Щиты и ножки в изделиях выпрямились, античные мотивы обрели новую жизнь в орнаменте. Форма подчеркивает конструктивный принцип изделий, декор не маскирует конструкцию, а лишь подчеркивает ее. Линии декора повторяют очертания предмета и его отдельных деталей. Мягкие элементы стульев и кресел обиваются специальными тканями с цветочным орнаментом, иногда применяется позолота. Основным украшением служит маркетри (прим. Рисунок, составленный из тонких пластинок древесины различных пород и накладываемый на всю отделываемую поверхность.). формы и мотивы классицизма также являются излюбленными в производстве современной мебели, но используются упрощенно, приспосабливаясь к массовому производству.

На смену классицизму (конец XVIII в.) приходит пышный, воинствующий стиль ампир. В мебели копируются античные образцы. В столах применяются опоры, аналогичные опорам римских столов. Используется простое, но технически совершенное облицовывание. Отполированные поверхности изделий декорируются бронзовыми накладками тончайшей работы, иногда резными позолоченными элементами.

Формы мебели начинают меняться (первая треть XIX в.) в соответствии со стремлением буржуазии к спокойной и упорядоченной жизни. Новый мебельный стиль Западной Европы, продержавшийся до середины XIX в., получил название бидермейер. Он унаследовал от ампира основные принципы построения, но без его аристократичности. Правда, изделия были практичными и удобными. Критерием красоты стало удобство формы и качество столярной работы. Черты этого стиля нередко используются и в производстве современной мебели.

До XIX в. мебель делали в основном ручным способом, в единичных экземплярах, по заказу. Но ручной труд был доведен до технического совершенства.

В XIX в. появилось массовое мебельное производство. Мебель стали делать быстрее, в больших количествах, дешевле, но качество ее резко ухудшилось. С помощью машины изготавливали однотипные заготовки, а из них – однотипные предметы. Изменился характер труда мебельных мастеров. Из творческого он превратился в монотонный. Прежние совершенные образцы мебели, рассчитанные на ручной труд, для машинного производства не годились из-за сложности. Не осваивались и новые материалы, т.к. не было прогрессивных идей, которые стали бы основой появления нового стиля.

Для новых условий пригодных проектов не оказалось. К машинной технологии приспосабливали формы ручной работы. Девятнадцатый век стал эпохой смещения различных стилей, так называемой эклектики. Чтобы придать грубым изделиям видимость произведений прикладного мебельного искусства, пользовались формами прошлых эпох. Порочность эклектизма заключалась в его оформительском характере, искажении конструкции и технической формы, противоречии функции и формы. Такая опасность существует и сейчас, когда при непрофессиональном проектировании стараются сделать «красивое» изделие, используя одновременно мотивы нескольких декоративных стилей.

В конце XIX в. зарождается стиль модерн. Используются новые, причудливые формы, нередко вопреки логике. Орнамент маскировал конструкцию и не считался с ней. Отрицали симметрию, избегали двух одинаковых по форме изделий и даже деталей. Даже в одном изделии стремились сделать детали и ниши разных размеров.

Искусственно созданный модерн изжил себя уже в начале XX в., и начал вытесняться уже новым стилем – конструктивизмом. В основе этого стиля лежала целесообразность. Главная роль была отведена конструкции, а не декорации. Появляются новые виды мебели: секционная, комбинированная (диван-кровать, кресло-кровать, стол-бюро и т.п.), специализированная.

Чрезмерное подчеркивание утилитарного характера изделий, их целесообразности привело к появлению еще одного направления – функционализма. Выпячивание функции нередко шло в ущерб ей же. Но необходимо отметить, что в этот период длительного мебельного застоя были и прогрессивные находки. В первую очередь, к ним относится гнутая, так называемая «венская» мебель. Небольшой расход древесины, легкость и прочность, а также сравнительная доступность обусловили ее широкое распространение.

С современности можно выделить следующие стили, которые используются мастерами чаще всего:

Минимализм. Данному стилю присуща прямолинейность, простота, отсутствие узоров, рисунков, аксессуаров.

Кантри. Деревенский стиль, характерным признаком которого является мебель, стилизованная под изделия обстановки загородного дома.

Этнический стиль. Используются формы и мотивы, присущие определенной стране.

Хай-тек. Высокотехнологичный стиль, яркий признак которого – использование таких материалов как стекло, металл, пластик, натуральное дерево. Характеризуется полным отсутствием декора.

Подготовлено по материалам лекций

Ивановой Е.В.

ПГУ, кафедра Архитектура и Дизайн